Свет мой, зеркальце, скажи…
Как и когда зародилась история русского народного костюма? Почему одежда жителей разных регионов России так разительно отличалась, и не только по цветовой гамме? Мастер-технолог, художник по русским народным костюмам Татьяна Бабенко поделилась секретами преданий старины глубокой с участниками семейного книжного клуба «Славянская радуга», организованного АНО «Культура Плюс» Межпоселенческой центральной библиотеки.
Знакомя присутствующих с историей костюма, Татьяна Бабенко обратила внимание на иллюстрации книг к русским народным сказкам.
– Художники по костюмам, создавая их, тщательно изучают историю, придумывают, выбирают для героя образ конкретной эпохи, учитывая традиции того времени. А художники-иллюстраторы, готовя оформление книг по тем же русским народным сказкам, сочетают в нарядах исторические и художественные данные, – рассказала она.
Затем Татьяна Павловна предложила рассмотреть небольшую коллекцию кукол в русских костюмах и ответить на вопрос: почему же они все разные?
Конечно, территория нашей страны огромна, и одежда населения во многом зависела от местности. Разные климатические условия, ткани, из которых шились наряды, цветовые предпочтения, местные традиции и колорит.
– Невозможно, чтобы все одевались одинаково. На одной территории лен растет, из него и шили. В южных регионах не нужны были особо теплые одежды, и там использовались другие ткани. Плюс фантазия людей. Ни один в мире народ не имеет такого разнообразия народного костюма, как русский. Когда царь Петр ввел реформы, аристократия стала носить наряды европейской моды, и только простой народ, крестьянство, остались носителем исконно русской одежды, – пояснила мастер.
Татьяна Бабенко провела презентацию коллекции нарядов жительниц разных губерний России. Прокомментировала каждый образ, подробно объясняя и раскрывая небольшие секреты в оформлении русского костюма. Ведь и наши предки украшали свои одежды различными рисунками, орнаментом, призывая тем самым плодородие, пожелания здоровья и богатства. Обратила внимание на украшения и вышивки, в особенности головных уборов, на то, чем отличались праздничные наряды от повседневных, что носило среднее русское сословье, а что – низшее.
На примере представленных в витрине музея образцов пояснила, что русский народный костюм подразделяется на южнорусский, панёвный комплекс под названием «юбки панёвы», и северорусский. А в его основе – всем известный сарафан. Подробно представила каждый наряд, озвучивая названия элементов одежды, незнакомых современным женщинам. Особое внимание уделила головным женским уборам, пояснив, что закрытый со всех сторон головной убор носили замужние женщины, не выставляя свои волосы напоказ.
– Северный костюм легко отличить по украшению, оформлению. Речной жемчуг добывался из ракушек, его было много. Обыкновенный крестьянин мог достать его, просверлить в нем дырочки, а жена – украсить им кокошник дочери, сплести ожерелье. Даже самые мелкие бусинки не выкидывали, а использовали в украшениях. Выглядели уборы по-разному. И по наряду женщины можно было определить, жительница какой она губернии, её возраст, сословие, а также семейный статус. – отметила Татьяна Павловна. Описала, каким должен был быть в те времена образ молодой девушки на выданье: крепкая, кровь с молоком, румяная, с пышной русой косой, с гладким открытым лбом.
У присутствующих в зале ребят Татьяна Бабенко поинтересовалась, какие фильмы или мультфильмы они видели, где герои одеты в русские исторические костюмы. Предложила вспомнить всем известную «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и предположить, в каких нарядах, имеющихся здесь на выставке, могли быть одеты героини сказки. Сам великий русский поэт часто упоминал в своих произведениях детали женской и мужской одежды.
По окончании мероприятия Татьяна Павловна ответила на вопросы и рассказала, откуда у неё самой появился интерес к русскому костюму.
Его изучением и созданием она занялась четверть века назад, с участия в амурском хоре русской песни «Талица».
– У нас был уникальный коллектив, который пропагандировал истинно народное искусство. Он исполнял песни народов России именно так, как они звучали в наших российских деревнях. И я тогда сделала для «Талицы» первые сценические костюмы. Пришлось погрузиться в историю, потому что костюмы относились к 19 губерниям и были все разные. Естественно, накопился багаж знаний. А так как коллектив выступал на публике в костюмах, все заинтересовались, откуда они, кто автор? И ко мне стали обращаться.
Очень помог музей. Увидев сценические костюмы «Талицы», специалисты предложили провести выставку, а позже попросили создать для самого музея экспонаты в виде русских народных нарядов. Благодарна, что их идеи подталкивают меня к творчеству, и тем самым удается пополнять коллекцию. В ней есть костюмы праздничные, будничные, зимние варианты, детские наряды для театрализованных мини-сценок, – поделилась Татьяна Бабенко.
Мастер призналась, что ее работы в большинстве своем ей не принадлежат. Она пояснила, что все эти работы, находящиеся в музее, придуманы ею как художником, но не все выполнены как мастером-исполнителем. Некоторые костюмы или их элементы сшиты по эскизам Татьяны Бабенко другими мастерами. Одна из них – Нина Михайловна Роготнёва.
Татьяна Павловна Бабенко продолжает придумывать и шить костюмы для творческих коллективов города. Например, для танцевального коллектива «И-версия», хора Совета ветеранов Амурского района.
Сообщение Свет мой, зеркальце, скажи… появились сначала на МКУК "МЦБ Амурского района".
Оставить сообщение: