«В такой альбом, мои друзья, признаться, рад писать и я…»
В рамках литературного фестиваля «Мой Пушкин» в Межпоселенческой центральной библиотеке прошел мастер-класс «Уездной барышни альбом».
В нём приняли участие ученики школы № 2 и № 5, воспитанники детского дома. Ведущий методист Марина Евстифеева рассказала о салонной культуре первой половины ХIХ века, что она значила в жизни русского дворянства.
Посещение салонов было очень популярным среди русских дворян и интеллигенции. Там проходили музыкальные вечера, чтение произведений, обсуждение литературных веяний. На мастер-классе зашла речь о салонах известных женщин, которых любил посещать Пушкин, которыми он был увлечён. Это Евдокия (Авдотья) Голицына, Зинаида Волконская, Екатерина Андреевна Карамзина. Её салон был особым – здесь, как писали современники, собирались не для сплетен и пересудов, а для беседы и обмена мнениями. Гостеприимная хозяйка угощала всех горячим вкусным чаем из самовара. В этот салон любили приходить Жуковский, Пушкин, Крылов. Бывали там и молодые поэты и писатели – Лермонтов, который читал там «Демона», Гоголь, читавший «Мёртвые души». Надо сказать, Пушкин внешне был некрасив, но обладал, как сейчас говорят, харизмой, – он притягивал к себе женщин, был очень умён и умел вести беседу. И глаза – его выразительные живые глаза отражали ум, что видно и на портретах. Когда поэт входил в салон, всё внимание было приковано только к нему.
Вместе с салонами в «золотой век» русской поэзии – первой половине ХIХ века – в России получила распространение и альбомная культура: когда в дом приходили гости, они писали напутствия, пожелания хозяевам и особенно хозяйкам, которые запечатлевались в альбомах. Как писал поэт:
«Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены».
Традиция альбомных записей началась в Европе в ХVIII веке, причём как мужская – дневники и альбомы вели мужчины. В аристократических семьях альбомы приняли другой вид – это были уже толстые книги с кожаным переплётом, с золотыми виньетками и семейным гербом на форзаце. Такие альбомы отражали семейную историю. А потом традиция перешла в салоны, возникла салонная культура. В литературных салонах встречались и беседовали знаменитости – поэты, писатели, композиторы, архитекторы, скульпторы, живописцы. Поэтому в альбомах встречались и стихи, и ноты, акварельные зарисовки. Сами барышни рисовали в альбомах различные сердечки, цветы – плющ, например, свидетельствовал о какой-то привязанности, ландыши – о чистоте помыслов, незабудки сохраняли память о человеке, который её нарисовал и т.д. Изображение сердца обозначало любовь, а крест – символ веры. Альбомы представительниц высшего света часто представляли собой настоящие сборники произведений. Существовали правила заполнения альбома: на первой странице никто ничего не писал, так как это считалось дурной приметой. На следующих страницах в основном писали родители или родственники, очень близкие друзья и знакомые. На самых же последних страницах писали сокровенные, сердечные друзья, и их содержимое имело более интимный характер.
«Тут непременно вы найдете
Два сердца, факел и цветки;
Тут, верно, клятвы вы прочтете
В любви до гробовой доски;
Какой-нибудь пиит армейский
Тут подмахнул стишок злодейский.
В такой альбом, мои друзья,
Признаться, рад писать и я…»
Альбомы дворянских барышень – это целая культура. Многие стихотворения того же Пушкина, ноты Даргомыжского, Глинки, Чайковского сохранились именно благодаря таким альбомам. И даже единственное описание внешности собеседницы Пушкина Александры Смирновой-Россет, которое в стихотворной форме оставил поэт, тоже остались для нас только благодаря альбому. В альбомах Пушкин оставил посвящения Екатерине Ушаковой, Анне Керн. Альбом Анны Петровны Керн, в адрес которой поэт писал экспромтом различные четверостишия и знаменитое «Я помню чудное мгновенье…», утрачен, однако сохранилось содержавшая в ней эпитафия Пушкина в её адрес. Утрачен и альбом Екатерины Ушаковой. Пушкин был готов на ней женится, но увидел на балу Наталью Гончарову, но увидел на балу Наталью Гончарову, увлёкся ею, и та стала потом его супругой. Пушкин писал Екатерине в альбом стихи, но муж Екатерины Ушаковой был ревнив, и альбом пришлось уничтожить. Однако Елизавета, сестра Екатерины, сохранила записи в дневнике, и там был знаменитый «Донжуанский список» Пушкина – список его влюблённостей. Там были названы только имена. Литературоведы уже два века пытаются установить их личности, в отношении многих это удалось, но осталась некая загадочная NN. Возможно, это была жена Карамзина, которого Пушкин считал своим наставником и учителем. Это было романтическое увлечение, которое супруги Карамзины восприняли с иронией и снисходительностью. А Екатерина Андреевна до конца дней Пушкина была его другом и добрым советчиком. В конце ХIХ века мода на альбомы прошла, и они из аристократических семей перекочевали в учебные заведения, гимназии, а возродилась традиция уже в середине ХХ века.
Участникам мастер-класса была предоставлена возможность самим попробовать оформить обложку «Уездной барышни альбома»: Ольга Гаврилова провела занятие по его изготовлению в технике скрапбукинга, оформлению его внешнего вида. А затем ребята каллиграфическим почерком записали одно из стихотворений Пушкина. Как это делать, им продемонстрировала Татьяна Васильевна Равлик, которая рассказала о каллиграфическом письме, его истории в России. Это было целое искусство, оно высоко ценилось, как и написание иероглифов в восточных странах. Участники мастер-класса сами попробовали писать разными видами каллиграфического письма, причём не шариковыми ручками, а металлическим пером с помощью чернильницы. И сразу стало ясно, что это непросто, да и сразу вспомнилось, что такое полузабытая теперь клякса…
Последняя реформа письменного шрифта проведена в 1968 году, с появлением шариковых ручек и скорописи. Появилось безотрывное написание, возросла скорость и простота, но была утрачена красота письма – с нажимом, с тонкой линией. Ушли в прошлое и школьные уроки чистописания, промокашки в тетрадях. А жаль!
Сообщение «В такой альбом, мои друзья, признаться, рад писать и я…» появились сначала на МКУК "МЦБ Амурского района".
Оставить сообщение: